В Европу на автобусе
Уже много лет вся Европа увлеченно путешествует на автобусах. Это удобно и модно. Европа по сравнению с российскими просторами очень компактна. От Парижа до Брюсселя всего 3-4 часа по автобану. Расчетливые немцы, отправляясь на отдых куда-нибудь в Испанию, предпочитают арендовать на пару недель автобус для группы, чем переплачивать за проезд на поезде или, тем более, за авиаперелет. Японцы, прилетев в Европу, предпочитают сразу посетить несколько стран, что возможно только на автобусе. Россияне не глупее японцев и считают деньги не хуже немцев, поэтому автобусные туры пользуются устойчивым спросом.
Автобусы для путешествий «немного» отличаются от привычных нам «Икарусов». Они оборудованы кондиционером, видео- и аудиосистемами, туалетом, кофеваркой, холодильником. Самыми сложными в автобусных турах туристы считают ночные переезды. Практика показывает, что это хоть и распространенное, но, все же, заблуждение. На непривычном месте, даже в комфортабельной гостинице, спится не всегда хорошо. Поэтому и в автобусе сон не такой крепкий, как дома. Но, все-таки, в автобусе спать комфортней, чем в привычном плацкартном вагоне. Ночной переезд, если к нему хорошо подготовиться (взять в дорогу плед, тапочки или шерстяные носки, надувную подушечку под голову, беруши, защитные очки, не пропускающие свет), не более утомителен, чем длительный дневной, например, через Польшу. Ведь все автострады проложены вокруг городов, поэтому днем за окном – достаточно однообразный пейзаж, и туристы все равно дремлют. Зато ночной переезд экономит деньги туристов за гостиницу, аренду автобуса и, самое главное, экономит дефицитное время для экскурсий.
Для многих автобусный тур – самый реальный способ посмотреть мир, не вводя себя в экстремальные расходы. Потому тысячи туристов между фразами «автобусный тур» и «первая поездка за границу» ставят знак равенства. Однако же тех, кто вначале считал «прокачусь разок на автобусе, посмотрю где интереснее всего, а потом буду уже серьезно ездить», а потом стал фанатом путешествий на автобусе, с каждым годом все больше. Причин тому много. И автобусы за время развития подобного вида туризма в России стали комфортабельнее (вернее, фирмы стали более ответственно подходить к заказу транспорта), и маршруты с годами уже отлажены до совершенства, и география автобусных путешествий расширяется с каждым годом… Да еще появился целый клан фанатов-«автобусников», давным-давно перезнакомившихся в ходе подобных поездок, а ныне отправляющихся в путь дружными компаниями. Не стоит забывать, что и сами туристы стали другими – большинству уже не нужна нянька, они прекрасно научились ориентироваться в незнакомых городах, четко разделяют, где обязанности турфирмы-организатора, а где их личная ответственность, да и в тесном кругу нескольких десятков человек, проводящих вместе в автобусе неделю и больше, жизнь идет хоть и по неписанному, но весьма четкому кодексу поведения.
Конечно, называть автобусные туры отдыхом можно только в статистических отчетах, на самом деле штука довольно тяжелая. Причем устаешь не от физических неудобств или больших нагрузок (к этому-то быстро привыкаешь), а от обилия накладывающихся слой за слоем новых впечатлений. Зато после недельной поездки путешествие длится еще месяц как минимум – пока разберешься с фотографиями, пока всей родне и всем знакомым расскажешь об увиденном, вновь и вновь при этом переживая самые вкусные моменты экскурсий и самостоятельных прогулок.
Потому тем, кто все еще не решился отправиться в автобусный тур, можно смело отбросить волнения – проблемы если и будут, то вполне решаемые, а вот отличные впечатления и огромное количество великолепных фотографий в любом случае останутся.